Меню
Главная - Социальное обеспечение - Закономерности обучения и воспитания связь

Закономерности обучения и воспитания связь

ВОПРОС №14. Педагогические закономерности, принципы, правила. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе.


3 В педагогике понятие «закономерность» рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон». Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса: «закономерности педагогического процесса», «закономерности обучения», «закономерности процесса воспитания» и т.д. Например, закон о социальной сущности образования, который проявляется в обязательном и необходимом усвоении подрастающими поколениями опыта старших поколений, находит свое отражение в закономерностях процесса обучения и воспитания.

Закономерности педагогического процесса могут обусловливаться социальными условиями (характер обучения и воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества)

Закономерности и принципы воспитания

Соотнесите понятия (слева) с их определениями (справа). A. Процесс воспитания — a) это процесс взаимодействия индивида с окружающей средой, в ходе которого человек усваивает нормы и ценности общества, адаптируясь к адекватной и успешной деятельности в обществе. B. Социализация — b) это процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, проходящий под влиянием внешних и внутренних факторов, управляемых и не управляемых.

C. Развитие личности — c) целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организа- — 176- — 177 — ционных) для развития человека, подготовка молодого поколения к са­мостоятельной жизни в обществе. D. Воспитание — d) процесс становления личности под относительно независимыми влияниями наследственности, среды, воспитания и активности самого человека.

E. Формирование личности — e) это организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование личности, оказывающее влияние на формирование ценностей, отношений, опыта индивидов.

Выберите правильный ответ. Закономерности воспитания — это: a) правила и нормы, определяющие действия воспитателей в ра­боте с детьми; b) основополагающие требования к организации воспитательной работы в школе; c) устойчивые причинно-следственные связи между воспитатель­ными процессами, с одной стороны, и состоянием общества, государства, с другой, а также между различными сторона­ми, компонентами процесса воспитания; d) устойчивые связи между культурой общества и содержанием воспитательного процесса в системе образования. 3. Выберите правильный ответ. Принципы воспитания – и это: a) теоретические положения, концепции, идеи, утверждающие приоритет прав личности учащихся и педагогов в воспита­тельном процессе; b) приемы и педагогические средства воздействия воспитателей на воспитанников в воспитательной работе учреждения; c) система педагогических правил и норм в организации про­цесса воспитания, регламентирующих поведение учащихся; d) общие исходные положения, основополагающие требования к содержанию, методам, организации воспитательного про­цесса.

Дополнительные источники 1 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб пособие.

В 2 ч. — М., 2002. — Ч 2. Гл.

11. 2. Педагогика: учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М„ 2008.-Гл. 14-15. 3 Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Л. Общие ос­новы педагогики: учеб. для вузов. — М., 2007. 1 л. /. 4. Педагогика: учебник/ Под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2008. — Гл. 5-6. 5. Материал в базе кафедры педагогики.

Воспитание в школе — док. 34. — 178 — — 179-12 Рекомендуемые страницы:Читайте также: Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 1233; lektsia.com 2007 — 2020 год.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!

(0.027 с.) |

7 Законы и закономерности обучения

Принцип гражданственности 11) Принцип единства группового и индивидуального обучения 12) Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.

13) Принцип продуктивности и надежности обучения Методы обучения – это пути и способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащегося, направленное на решение дидактических задач. 1.Организация деятельности — выработка умений и привычек правильного поведения.

а)приучение Б)Упражнение В)Поручение 2.Методы формирования сознания — усвоение воспитанниками знаний о правилах и нормах поведения, — вообще знаний этиче­ских, эстетических, экологических, политических и других с целью убеждения воспитанников в правильности одних отношений лю­дей к объектам реальности и неправильности других. а) Использование примера b) Рассказ c) d) Диспут (дискуссия) e) Лекция Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

Поощрение наказание Соревнование Методы контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

В зависимости от выполняемых функций средства обучения подразделяются: К основным средствам обучения относят следующие: 1) Уч. лит-ра (учебники, справочники, сборники задач и упражнений). 2) Уч. плакаты Дидактические средства обучения — это средства обучения, которым передается часть функций преподавателя (информационная, управляющая, контролирующая) при реализации педагогического процесса.

Средства контроля — контрольные работы, зачеты по отдельным темам, разделам, зачетные уроки по практическим, лабораторным занятиям, тестовые задания.

В зависимости от целей создания СО дифференцируются на специальные и натуральные. Спец. СО — это матер, объекты, созданные с целью применения их в педпроцессе. К ним относятся: объемные средства моделирования (модели и макеты); тренажеры; предметно-знаковые средства Натур. СО — это материальные объекты, созданные с целью применения их в определенной профессиональной деятельности в качестве объектов, предметов и средств труда, но используемые в педагогическом процессе.

К натуральным средствам обучения относятся также и предметы естественной природы. Стр 3 из 11 Соседние файлы в предмете

  • 12.04.201548.06 Кб
  • 12.04.201551.2 Кб
  • 12.04.2015533.5 Кб
  • 15.03.201677.82 Кб
  • 12.04.2015184.83 Кб
  • 12.04.2015130.05 Кб
  • 12.04.2015108.54 Кб
  • 12.04.2015291.33 Кб
  • 12.04.201549.98 Кб
  • 12.04.201576.29 Кб
  • 12.04.20156.16 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Закономерности и принципы воспитания

Результаты взаимодействия не могут быть детально предсказаны.

Все мы проходим по крайней мере через одну образовательную систему – через школу. Многие ли сохранили о ней приятные, радостные воспоминания? Если посмотреть на школу не изнутри педагогической профессии, не с позиции учителя, воспитателя, а просто глазами ученика, вспоминая собственное детство – какой она больше всего запомнилась?

Что осталось в личности, каков общий эмоциональный тон воспоминаний о школе? «Школа как средство образования была для меня просто пустым местом. кажется, все мои учителя и отец считали меня весьма заурядным мальчиком, стоявшим в интеллектуальном отношении, пожалуй, даже ниже среднего уровня» (Ч.Дарвин).

«Если бы только кто-нибудь из учителей сумел сделать завлекательным предисловие к своему предмету, сумел бы расшевелить мое воображение и разжечь фантазию, вместо того, чтобы вбивать мне в голову факты,

Закономерности воспитания

3 Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. 1. Единство целей, содержания и методов воспитания. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.

3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Нельзя воспитать трудолюбие, коллективизм, не вовлекая воспитанника в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных проблем.

4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности.

Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.

Закономерности и принципы воспитания.

Сущность понятий «закономерности воспитания», «принципы воспитания».

Основные закономерности процесса воспитания.

Принципы воспитания, их историко-педагогический анализ. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в целостном воспитательном процессе.

Гуманизм как основа принципов воспитания.

Характеристика традиционных принципов: персонификации, природосообразности, культуросообразности, гуманизации, дифференциации и др. Современные («новые») принципы воспитания. Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности.

Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Природосообразность воспитания: воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Тема 15 закономерности и принципы воспитания школьников

Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов. Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д.

Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия.

Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач.

Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

  1. Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений. В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог. Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными.
    1. Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.).
      1. Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.
        1. Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие. Стр 1 из 3 Соседние файлы в предмете
          • 14.04.2015264.7 Кб
          • 14.04.2015121.86 Кб
          • 14.04.201574.75 Кб
          • 14.04.201552.22 Кб
          • 14.04.201555.81 Кб
          • 14.04.201572.7 Кб
          • 14.04.2015122.88 Кб
          • 14.04.201574.75 Кб
          • 14.04.201573.73 Кб
          • 14.04.201529.19 Кб
          • 14.04.201528.59 Кб

          Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

7. Законы, закономерности, принципы воспитания.

Организованный воспитательный процесс имеет свои закономерности Закономерности воспитания — устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи в воспитании, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника К существенных закономерностей воспитательного процесса относятся: а) органическая связь воспитания с общественными потребностями и условиями воспитания Значительные изменения в жизни народа обусловливают и изменения в воспитательной системе Развитие украинского государства, например, требует фо ормування у подрастающего поколения национального сознания, любви к Родине, родному языку, своего народа, его традиций, истории и культурыи; б) человек воспитывается под влиянием самых разнообразных факторов Важная роль в этом процессе принадлежит первую очередь родителям и педагогам Успешнее он происходит в естественном для него национальном это ередовищи Учитывая

Законы и закономерности процесса обучения

Стр 7 из 8 Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И.

Я. Лернером, В. И. Загвязинским, Ю. К. Бабанским, М. Н. Скаткиным и др. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.Он отражает влияние общественного строя, общественных отношений на учебно-воспитательный процесс, помогает найти четкие ориентиры при составлении учебных планов и программ.

Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся.Здесь раскрываются отношения между учащимися и педагогическим коллективом, а также соотношения между способами организации процесса обучения и его результатами. Закон единства и целостности педагогического процесса.Закон обусловливает применение рациональных методов в обучении, их соотношение, рассматривает

Закономерности и принципы процесса воспитания.

Поделись с друзьями Закономерности – глубокие внутренние связи между явлениями. Принципы воспитания (по Якубелю Г.И.

) – это основные руководящие идеи, на которых строится процесс воспитания.

Закономерности воспитания На воспитание распространяются все общие закономерности педагогического процесса: закономерность динамики педагогического процесса; закономерность развития личности в педагогическом процессе; закономерность управления педагогическим процессом; закономерность стимулирования; закономерность единства чувственного, логического и практического в педагогическом процессе; закономерность единства деятельности педагога и воспитанника; закономерность обусловленности педагогического процесса потребностями и возможностями общества и личности, условиями его протекания. Процесс воспитания имеет и свои специфические закономерности: Эффективность воспитания зависит : 1.