Меню
Главная - Медицинское страхование - Закон 89 фз о мусоре 2020

Закон 89 фз о мусоре 2020

Закон 89 фз о мусоре 2020

Чисто не там где не сорят, а там, где убирают: что изменится с реализацией «мусорной реформы» в 2020 году?


Оплачивать граждане обязаны только ликвидацию ТКО.Если вы хотите узнать, как в 2020 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Москва: .
  2. Санкт-Петербург: .

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. Каждый из них обслуживает один или несколько установленных участков – кластеров. Границы кластеров определяются территориальной схемой. Большинство региональных операторов выбрано в 2020 году на конкурсной основе сроком на 10 лет и более.

Однако их могут лишить права на осуществление деятельности при ненадлежащем исполнении предписанных обязанностей.Ответственность наступает с момента перегрузки ТКО из контейнеров или бункеров-накопителей.

Весь мусор, который просыпался во время этого процесса, тоже убирается работниками регионального оператора. Грязь возле контейнеров, появившаяся из-за того, что мусор вывозится несвоевременно, – опять же вина оператора.

Закон об отходах производства и потребления (89-ФЗ в 2020 году) – обзор документа

В рамках проведения мусорной реформы были внесены существенные изменения Федеральный закон 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В 2020 году с 1 января документ действует в новой редакции. Власти в регионах уже приступили к его реализации на практике: разработке программы обращения с отходами, выбором регионального оператора и определением тарифа на вывоз отходов.

Однако новая трактовка терминов способна затруднить реализацию планируемых преобразований.

Расскажем подробнее, что из себя представляет 89-ФЗ об отходах с изменениями на 2020 год. Обзор документ позволить оценить масштаб поправок, внесенных с 1 января.

Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ в ред.2020 г. представляет собой главный законодательный акт в РФ на федеральном уровне об обращении с отходами. Принят он был еще в 1998 году, но подвергался существенным изменениям за время своего действия. Закон состоит из 9 глав и 50 статей. При этом некоторые статьи утратили силу, а другие статьи и главы напротив были добавлены и получили составные номера (например, статья 5.1 и глава V.1.

или 5.1.). Это говорит о сложности регулируемых взаимоотношений, следствием которой являются затруднения в применении норм на практике. Первая глава закона «Об отходах производства и потребления» с изменениями на 2020 год носит наименование «Общие положения» и устанавливает основные принципы, приоритетные направления в госрегулировании отрасли, классы опасности (с 1 по 5, градация строится по убыванию опасности от 1 – крайне опасные до 5 – почти не опасные) и определение основных терминов.

Дефиниции содержатся в 1 статье и имеют большое значение для правоприменительной практики.

В ст. 2 указано, что взаимоотношения по поводу обращения с отходами регулируются как федеральными, так и региональными актами.

Во 2 главе указано разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти. Фактически после последних изменений за федеральным центром закреплен контроль и надзор, а также осуществление лицензирования, а вот на места переданы полномочия по организации сбора, хранения, утилизации, а также разработке программ, выбору организации, осуществляющей сбор и транспортировку, установлению предельных тарифов и нормативов потребления.

Органы местного самоуправления отвечают за создание и содержание мест накопления отходов, определение схемы их размещения. Глава 3 устанавливает требования по обращению с отходами при:

  • строительстве, производстве капремонта и т.п.;
  • проектировании;
  • эксплуатации зданий и сооружений.

Также здесь устанавливаются требования к:

  • объектам размещения;
  • к территориальным схемам;
  • к местам накопления;
  • к обращению с опасными отходами, с ломом цветных и четных металлов;
  • к транспортировке;
  • к обращению с отходами на территории муниципальных образований.

Многие нормы являются отсылочными, но в некоторых приведены и конкретные требования. В этой же главе содержатся положения о необходимости лицензирования деятельности по сбору, утилизации, транспортировке и т.д.

отходов с 1 по 5 класс опасности, а также требования к лицам, допущенным к работе с отходами.

Глава 4 вводит основы нормирования и учета в отрасли, вводит понятие «государственный кадастр отходов», в который входит и реестр мест размещения отходов. Глава 5 устанавливает основные принципы экономического регулирования, вводит такие понятия, как экологический и утилизационный сборы, стимулирование в отрасли.

Глава 5.1 посвящена вопросам регулирования деятельности в указанной области. Здесь сосредоточены важные нормы, устанавливающие определение регионального оператора и его функций, порядок заключения договора с ним и необходимость его для собственников отходов, порядок госрегулирования тарифов, порядок расчета объема и массы отходов.

Глава 6 посвящена контролю в отрасли: государственному, производственному и общественному. Нормы являются отсылочными и устанавливают общие положения осуществления контроля перечисленных видов.

Глава 7 устанавливает основные виды ответственности и отсылает к соответствующим нормам законодательства о дисциплинарной, уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности. В заключительной главе 8 устанавливаются переходные положения, вопросы вступления закона в силу и необходимости приведения остальных законодательных актов в полное соответствие с ним.

С 1 января 2020 года работа с отходами существенно изменилась. Фактически она осуществляется и регламентируется на местном уровне. Появляется такое лицо, как «региональный оператор», уполномоченный на работу с отходами вплоть до их утилизации.

Выбирают его на конкурсной основе также местные власти. В последней редакции закона уточнено понятие сбора отходов, оно привязано к лицу, осуществляющему такую деятельность в целях дальнейшей работы с ними (транспортировки, утилизации, обезвреживания, обработки и т.д.). Это нововведение чревато необходимость получения новых лицензий для некоторых лиц.

Срок накопления мусора с целью его дальнейшей утилизации ограничивается 11 месяцами независимо от характера мест накопления.

Теперь для признания товара отходом достаточно утраты им хотя бы части потребительских свойств. Ранее необходимо было соблюдение и других условий: отказ от них собственника, помещения в соответствующие места. Если ранее разделение отходов производилось на стадии сбора, то в новой редакции устанавливается обязанность по раздельному накоплению отходов (статья 6 федерального закона 89-ФЗ) Вывоз и утилизация, сбор и транспортировка отходов всегда вызывали многочисленные споры на практике, с принятием актуальных поправок вопросов по его реализации должно было стать меньше.
На деле же мусорная реформа вызвала митинги и протесты, потому что региональные власти оказались во многих субъектах не готовы по объективным и субъективным причинам взять на себя такую ответственность. ⇐Подписывайтесь на наш канал в !⇒ Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: В 2020 году в ГД должны внести новый законопроект о бытовом насилии над женщинами Основная характеристика кражи – это тайный способ изъятия Для регистрации сделки участникам потребуется уплатить госпошлину в размере 2000 рублей Срок наказания выбирается судом с учетом конкретных обстоятельств

Федеральный Закон №89 «Об отходах производства и потребления»: основные понятия, нововведения 2020 года

Федеральный Закон №89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» регулирует сферу хранения, переработки и уничтожения отходов от процессов производства (промышленности) и потребления (бытовые отходы).

Содержание: Закон состоит из восьми глав и тридцать одной статьи и включает в себя основные принципы государственного контроля за сферой манипуляций с отходами производства и бытовых отходов – это правила хранения, транспортировки, утилизации, обеззараживания и захоронения. Под производства и потребления принято понимать вещества, предметы и материалы, полученные в ходе производства или потребления товаров и услуг, которые подлежат уничтожению или переработке. В соответствии со статьей №4.1 отходы бывают следующих типов:

  • крайне опасные отходы I класса, которые оказывают значительное вредное воздействие на окружающую среду. Восстановительный период отсутствует. Это вещества и материалы, содержащие ртуть, полоний, свинец, плутоний, бензапирен (лампочки, термометры, конденсаторы и т. д.);
  • высокоопасные отходы II класса с высокой степенью опасности для , восстановительный период от тридцати лет. Это щелочи, серная кислота, формальдегид, литий (аккумуляторы, покрышки авто и пр.);
  • умеренно опасные отходы III класса со средней опасностью для окружающего мира, восстановительный период около десяти лет. Это металлы, технические масла, соляная кислота, этиловый спирт (автомобильные масла, топливо, навоз, ацетон и пр.);
  • малоопасные отходы IV класса с низкой степенью воздействия и периодом восстановления окружающей среды около трех лет — этанол, хлориды, алюминий, метан (строительный мусор, пищевые отходы и т. д.);
  • практические неопасные отходы V класса — бумага, картон, уличная пыль и мелкий сор.

В соответствии со статьей №3 ФЗ №89 основополагающими правилами в деятельности по переработке и утилизации отходов являются:

  • проведение защитных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, сохранение биологического разнообразия, нормального уровня экологической обстановки в стране;
  • соблюдение баланса между интересами экономики и экологии;
  • разработка и внедрение современных технологий, помогающих безопасно работать с отходами;
  • внедрение максимально возможного уровня ;
  • развитие вторичной переработки;
  • обеспечение международного сотрудничества в сфере переработки и утилизации отходов, экологии.

Процесс нормирования и учета описан в статье №18 ФЗ №89 и заключается в определении нормативов и лимитов для отходов, производимых .

Предприятия, которые относятся к первой и второй категории вредности, должны разрабатывать и утверждать в органах исполнительной власти региона ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение). Для производств первой категории лимиты разрабатываются на основании КЭР (комплексного экологического разрешения), а для второй категории — на основании поданной о количестве и вредности отходов.

Предприятия третьей категории вредности должны подавать стандартную отчетность об отходах в органы исполнительной власти, а производства четвертой категории освобождены от разработки нормативов и подачи отчетности. За несоблюдение норм и лимитов работа юридических лиц может быть ограничена или приостановлена.

Существует три основных пункта экономического регулирования в сфере работы с отходами:

  1. Максимальное сокращение отходов, образующихся в ходе производственной и хозяйственной деятельности, а также максимально возможная вторичная переработка отходов.
  2. Взимание компенсации с предприятий, которые не могут обеспечить полную безопасность для окружающей среды и людей в своей работе.
  3. Введение льгот для производств, которые используют в своей работе новейшие разработки для улучшения экологической ситуации, например, биоразлагаемые материалы.

Ответственность за нарушение ФЗ №89 может быть:

  • дисциплинарной для сотрудников предприятий — замечание, выговор, увольнение и т.

    д.;

  • гражданско-правовой — возмещение нанесенного урона окружающей среде, людям, государственному имуществу;
  • административной, например, по статье №8.2 КоАП РФ;
  • уголовной, например, за производство без лицензии, если это причинило крупный ущерб, по статье №171 УК РФ.

С 1 января появилось несколько нововведений в законодательстве об отходах производства и потребления:

  1. Разделены понятия «сбор» и «накопление отходов»: на практике это означает, что компании, имеющие на сбор и перевозку отходов, но не на их переработку, должны будут переоформлять лицензию, оставив только транспортировку.
  2. Региональные власти должны обеспечить возможность раздельного накопления отходов, то есть создать возле жилых домов, которые оборудованы баками для отходов разных видов.
  3. На федеральные органы власти возложены полномочия по разработке и утверждению правил по обороту отходов, местная же власть должна позаботиться о создании и содержании площадок для накопления отходов.
  4. ПНООЛР будет разрабатываться предприятиями в зависимости от их вредного воздействия, а не от масштаба производства, как было ранее.
  5. С 1 января 2020 года собственники ТКО (твердых коммунальных отходов) обязаны заключать договор на обслуживание с региональным оператором, занимающимся их сбором. Для жителей сбор ТКО будет включен в общую квитанцию за коммунальные платежи.

    Зона деятельности оператора определяется соглашением оператора с исполнительной властью региона в зависимости от принятой в регионе территориальной схемы обращения отходов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: .
  • Санкт-Петербург: .

Или задайте вопрос юристу на сайте.

Это быстро и бесплатно! Автор статьиЮрист. Практика в сфере недвижимости, тудового права, семейного права, защите прав потребителей.

(Пока оценок нет)

Загрузка.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) «Об отходах производства и потребления»

— Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ;обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;размещение отходов — хранение и захоронение отходов;хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Обзор изменений в законе №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с 1 января 2020 года

Основанием для такого переоформления называет п.1 статьи 18 закона №99-фз о лицензировании, где говорится о необходимости внесения изменений в лицензию в случае смены перечня выполняемых работ, оказываемых фирмой услуг.Интересные трансформации произошли и с «накоплением» отходов.

С 2020 года нет жесткой привязки их временного складирования к специальным площадкам, обустроенным в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Теперь накоплением будет считаться складирование отходов на срок не дольше 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации, обработки, и т.д., невзирая на характер места их накопления.Уточнено понятие «отходов от использования товаров». С 01.01.19г. таковыми признаются отходы, которые образовались после потери товарами, их упаковкой, частично либо полностью своих потребительских качеств.

И всё! С нового года даже если товар либо его упаковка (чего не было раньше)

Закон о вывозе мусора с 2020 года

В отношении законодательства об оплате мусора гражданами, применяется понятие о мусоре, возникшем в результате бытовой деятельности.Тариф на вывоз ТКО состоит из нескольких частей:

  • НДС.
  • Расходы оператора на административную часть процесса.
  • Обращение с отходами.
  • Влияние на экологию.

Из-за такой структуризации тарифа стоимость вывоза мусора увеличится практически в 10 раз.Рассмотрим нюансы.

Чтобы снизить стоимость вывоза отходов, может быть проведен перерасчет. Если собственнику удастся подтвердить тот факт, что он временно находился в другом месте, то начисления за этот период производиться не будут.Чтобы оформить перерасчет, человек должен обратиться в свою УК, так как именно она подписала контракт от имени собственника жилья. Если соглашение было оформлено

Закон о мусоре 2020

Теперь вся ответственность за отрасль ложится на плечи регионов.

Они выбирают оператора, решают, где строить мусороперерабатывающие заводы, как мотивировать население собирать мусор раздельно.

Необходимость менять систему вывоза мусора назревала давно, недавний мусорный скандал в Челябинске стал тому подтверждением.

Подготовка к реформе началась в этом году.

До 1 мая местные власти должны были выбрать регионального оператора, а к июлю установить тарифы на услуги. Раньше этим занимались муниципалитеты, а оплата за утилизацию мусора входила в сумму за содержание дома. С первого января принципиально меняется сам подход сбора мусора: захоронение твердых коммунальных отходов без предварительной сортировки теперь будет запрещено.

Это значит, что необходимо будет провести работу по сортировке мусора (чтобы все полезные фракции – пластик, стекло, бумага, картон – были отобраны и сданы на вторичную переработку), рассказывает председатель правления «Зеленого патруля» Андрей Нагибин.

Изменения в Федеральном законе № 89 в рамках “мусорной” реформы: новые правила вывоза и захоронения отходов

Процедуре нормирования посвящена отдельная статья закона (ст.

18 №89-ФЗ). Она устанавливает лимиты на производство юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Последними поправками существенно изменено её содержание: требования по обращению с мусором устанавливаются в зависимости от категории, присвоенной объекту, на котором предприятие осуществляет свою деятельность. Всего предусмотрено 4 категории, которые зависят от уровня пагубного воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029); предприятия, работающие на объектах I и II категорий, обязаны разрабатывать нормативы создания отходов и лимиты на их размещение (п.

2 ст. 18 №89-ФЗ); для предприятий I категории предусмотрена особая процедура разработки нормативов: нормы утверждаются после получения комплексного экологического разрешения; для оформления разрешения требуется заключение государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18 №89-ФЗ)

Новый закон о мусоре в России: в чем его суть, и что он регулирует

Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Мнение экспертаАннаЮрист по призванию!Для таких регионов дана отсрочка.

Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора. Собственно, суть реформы заключается в следующем.

Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут , эти нормы закреплены законодательно на местном уровне. Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ.

Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Об отходах производства и потребления (с изменениями на 19 июля 2020 года)

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I-V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного

Фз 89

  • Надо ли платить за мусор, исходя из ФЗ 89 ст.25.5?
  • Действует ли закон от 1 мая 1999 г №89-фз.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1.

Надо ли платить за мусор, исходя из ФЗ 89 ст.25.5? 1.1. Платить все равно придется Если человек временно отсутствует, он оплачивает услуги с учетом норм потребления и временного промежутка, когда его не было дома.

Это касается некоторых услуг ЖКХ. Норма прописана в ЖК РФ (статье 155, части 11). Пересчет платежей осуществляется, если человек отсутствовал дома больше пяти суток подряд.

2. Действует ли закон от 1 мая 1999 г №89-фз. 2.1. Здравствуйте! Да, действует 3.

Я-ИП, произвожу пищевую продукцию, которую реализую в пластиковой таре. Тару покупаю. Отходов не образуется.

Являюсь ли я плательщиком экологического сбора по 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»? 3.1. Ваш виде деятельности подходи по один из кодов каталога отходов, значит относится к государственному кадастру отходов ст. 20 вышеуказанного закона. 4. У меня такой вопрос. Проживаем в сельской местности.
Администрация обязала заключать договора на вывоз мусора.

Обязаны мы оплачивать вывоз и утилизацию?

Согласно закона №89-ФЗ утилизация ТБО лежит на производителях и импортерах товаров и упаковок которые отчисляют государству утилизационный сбор тот же налог из которого государство должно оплачивать региональным операторам сбор и утилизацию ТБО.

4.1. Здравствуйте! Уточните ваш вопрос. 5. ЖИВУ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ! РАНЬШЕ В КВИТАНЦИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ БЫЛА СТРОКА НА ОПЛАТУ-ВЫВОЗ ТКО.

СЕЙЧАС УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ СМЕНИЛАСЬ! И ОТДЕЛЬНУЮ КВИТАНЦИЮ ЗА УСЛУГУ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО ПРИСЛАЛ ООО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР ПО ОБРАЩЕНИЮ С ТКО, ОБЯЗАНЫ ЛИ МЫ ОПЛАЧИВАТЬ КВИТАНЦИЮ? (учитывая ФЗ 89 от 24.06.1998) 5.1.

Да, Вы должны с 1 января 2020 г платить за вывоз ТКО региональному оператору, а УК из квитанций строку за вывоз ТКО должна убрать.

6. В СНТ, граничащим с сельским поселением нет места под мусорную площадку. Законно ли требовать от местной администрации, ссылаясь на Федеральный закон N:89-ФЗ (ред.

от 25.12.2018), выделения земли под обустройство площадки для ТКО? И если нет, то как быть? 6.1. Добрый день! Закон не предусматривает обязанность граждан пользоваться только конкретной (находящейся по месту жительства и пр.) площадкой для сбора ТКО.

Поскольку на территории работает один региональный оператор, граждане могут пользоваться любым местом сбора мусора в случае оплаты этой услуги. Таким образом, члены СНТ имеют право выносить мусор на ближайшую площадку или же просить администрацию определить место рядом с территорией СНТ.

7. У нас заключен договор аренды с арендодателем. Они требуют, чтобы мы заключили самостоятельно договор на вывоз ТБО, ссылаясь на 89-ФЗ, ст.24.7, п.4. В договре прописано, что вывоз ТБО включена в стоимость арендной платы. Обязаны ли мы заключать договор с региональным оператором? 7.1. Да, так прямо указанно в законе.

4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления 7.2. Если стоимость включена в арендную плату (а это коммунальные услуги) тогда оплачивать не должны. 8. Вопрос по поводу оплаты за вывоз ТКО.

На основании ФЗ 89 ст 24.5 с производителей товаров взымается экологический сбор.

Почему я, потребитель должен оплачивать услуги по утилизации ТКО? 8.1. Потому, что отходы производства утилизируют изготовитель, а отходы потребления утилизируют коммунальные службы за счет собственников жилья.

Наличие сбора с производителя покрывает не весь жизненный цикл образования отходов, а только стадию производства.

Стадия потребления может протекать в другое время, в других районах и при иных экономических условиях.

Поэтому не может быть учтена в цене товара и включена в его стоимость.

9. Хотел уточнить, могу ли я не платить за вывоз мусора сославшись на статью 89 ФЗ. Спасибо. 9.1. Нет, не можете.

Квитанции на оплату данной коммунальной услуги будут выставляться в любом случае и являются обязательными для оплаты.

Возможность отказа от неё законодательством не предусмотрена. Основание: ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет Подписаться на уведомления Мобильноеприложение Мы в соц. сетях

© 2000-2020 9111.ru *Ответ на вопрос за 5 минут гарантируется авторам VIP-вопросов.