Меню
Главная - ОСАГО - Какая прокуратура обжалует нпа

Какая прокуратура обжалует нпа

Оглавление:

Полномочия прокурора по оспариванию ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия


Полномочия прокуроров по участию в арбитражном процессе осуществляются путём предъявления в арбитражные суда указанных в части 1 статьи 52 АПК РФ заявлений об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На основании части 2 статьи 52 АПК РФ правом на обращение в арбитражный уд субъекта Российской Федерации наделён прокурор субъекта Российской Федерации или его заместитель и приравненные к ним прокуроры и их заместители. В соответствии с частью 2 стать 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы организаций, граждан, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления экономической деятельности. Исходя из требований пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 №15

«О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе»

, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц и иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Если при рассмотрении заявления прокурора об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд установит, что оно предъявлено в интересах конкретного лица (лиц), в отношении которого акт принят, суд со ссылкой на пункт 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу об оспаривании ненормативного правового акта. В этом случае заинтересованное лицо вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ.

Разъяснения относительно оспаривания ненормативных правовых актов, содержащиеся в настоящем постановлении, применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. В пункте 7 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 № 15 разъяснено, что течение срока подачи прокурором заявления об оспаривании ненормативного правового акта начинается со дня издания такого акта.

Пропущенный прокурором по уважительной причине срок подачи заявления об оспаривании ненормативного акта может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора в том случае, если до истечения указанного срока или в иной разумный срок прокурор предпринимал меры прокурорского реагирования для выявления и устранения нарушений прав неопределённого круга лиц или иных публичных интересов.

При этом позднее выявление прокурором нарушений прав неопределённого круга лиц и иных публичных интересов само по себе не является уважительной причиной пропуска подачи заявления.

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) прокуратуры и её должностных лиц

В соответствии с ч.

Отказ прокурору в восстановлении пропущенного срока не лишает заинтересованное лицо права самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением на основании статьи 4 и части 1 статьи 198 АПК РФ с ходатайством о восстановлении пропущенного этим лицом срока.
2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными

​Прокуратурой опротестован муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок осуществления муниципального жилищного контроля

Прокуратурой города Оленегорска проведен мониторинг изменений законодательства, вступивших в силу с 01.01.2017 года.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

(далее Закон № 294-ФЗ).

В связи с чем муниципальный нормативный правовой акт -Административный регламент по исполнению муниципальной функции

«Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией»

, утвержденный постановлением Администрации г.

Оленегорска от 20.02.2014 №54 (в ред. от 16.08.2016) вступил в противоречие с вышеназванным Федеральным законом. Пунктом 4 статьи 2, статьей 8.2 Закона № 294-ФЗ определен отдельный перечень полномочий должностных лиц органа контроля при осуществлении мероприятий по муниципальному контролю.

К числу данных полномочий относится, в том числе, организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Однако в Административном регламенте обязанность по организации и проведению мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также порядок реализации данных полномочий не установлены.

Также в муниципальном нормативном правовом акте не учтены требования статьи 10 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которыми основанием для проведения внеплановой проверки могут служить, в том числе, мотивированное представление должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, а также те обстоятельства, что обращения и заявления граждан о фактах нарушения прав потребителей могут являться основаниям для проведения внеплановой проверки только в случае, если данные обращения поступили в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Не предусмотрено Административным регламентом также то, что обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Кроме этого статьей 13.3 Закона № 294-ФЗ в целях обеспечения «прозрачности» деятельности органов контроля предусмотрено ведение Единого реестра проверок. В соответствии с разделом 4 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 (ред.

от 14.12.2016), информация о проводимых проверках подлежит внесению в Единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля. Вопреки вышеназванному требованию законодательства РФ Административным регламентом ни обязанность по внесению соответствующих сведений о проводимых проверках в Единый реестр проверок, ни должностное лицо, уполномоченное на осуществление данных действий, нормативно не определены.

Учитывая, что Постановление Администрации города Оленегорска «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией» вступило в противоречие с нормами федерального законодательства, муниципальный нормативный правовой акт был опротестован прокурором города.

Рассмотрение протеста находится на контроле прокурора города.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

В первом полугодии 2016 г.

органами прокуратуры края изучено на предмет коррупциогенности 5 тыс. 318 нормативных правовых актов, из них почти 2 тыс.

(1 тыс. 989) нормативных правовых актов приняты представительными (законодательным) органами власти, 3 тыс. 329 актов – органами исполнительной власти.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов власти и местного самоуправления выявлено 136 актов (132 из них приняты представительными и исполнительными органами местного самоуправления, 4 – исполнительными органами края), содержащих 177 коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее — Методика), из них 104 акта противоречили закону. По результатам

Правовые акты, регламентирующие деятельность прокуратуры Российской Федерации.

4Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации Организация и деятельность прокуратуры как федерально­го органа государства, осуществляющего надзор за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением законов, должна быть точ­но и полно урегулирована нормами федерального законодатель­ства. Основные компоненты правовых основ деятельности про­куратуры определены в ст.

3 Закона о прокуратуре. В ней установлено, что организация и порядок деятельности проку­ратуры Российской федерации и полномочия прокуроров опре­деляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской федерации.

К этому следует добавить, и это вытекает из требований Конституции России, что в определенной мере деятельность органов прокуратуры в субъектах Федерации регламентирует­ся конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации.

Заявления прокуроров о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации в значительной степени определяется качеством законодательной базы субъектов РФ, муниципальных образований. Несмотря на активную деятельность органов прокуратуры по надзору за соблюдением федерального законодательства, проблемы противоречия нормативных правовых актов муниципальных образований действующему законодательству не утратили своей актуальности. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъекта РФ.

Одним из способов осуществления прокурорского реагирования на данном направлении надзора является предъявление прокурорами в суды заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.

Прокуратура разъясняет по ст. 10 закона «О прокуратуре РФ»

27 июня 2014 г.

Согласно ст. 10 закона «О прокуратуре РФ» поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения, рассматриваются в порядке и в сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным, а если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом; при этом запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.
Закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

закрепляет аналогичные правила в части прав гражданина при рассмотрении его обращения.

Так, граждане имеют право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, обжаловать принятое по обращению решение. При этом Закон запрещает направлять жалобу на рассмотрение в орган или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуются.

В соответствии со ст. 27 закона «О прокуратуре РФ», при рассмотрении обращений на прокуроров возлагаются определенные обязанности.

Так, прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечь к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, уполномоченному рассматривать такие дела; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или в арбитражном суде иск в интересах пострадавших. При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст.

22 названного Закона. Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и др. Граждане, обратившиеся в органы прокуратуры, должны своевременно получить ответ на свое обращение.

В случае удовлетворения обращения гражданина в ответе должно содержаться указание, какие меры прокурорского реагирования приняты. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, заявителю должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод.

Во всех случаях заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов

Опротестование незаконных правовых актовОпротестование про­тиворечащих закону актов относится к числу общих средств реагирования. Сущность опротестования незаконных правовых актов прокурором:

  1. прокурор, осуществляя надзор за ис­полнением законов, от имени Российского государства ука­зывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требу­ет от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интере­сы государственных и иных органов.

Согласно ст.

23 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт

  1. в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
  2. в
    • в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо
    • в

Некоторые вопросы рассмотрения Генеральной прокуратурой ходатайств об оспаривании, вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам

27 мая 2016 Айгуль Темирбаева, старший прокурор отдела 4-го Департамента Генеральной прокуратуры статьяОсобенность гражданского процесса такова, что в любом споре есть проигравшая сторона, которая недовольна состоявшимся решением суда, даже если оно законно и справедливо.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть отменены или изменены только вышестоящим судом в установленном Гражданским процессуальным кодексом (далее — ГПК) порядке. Однако иногда представители физических и юридических лиц неправильно ориентируют стороны на обжалование судебных актов в органы прокуратуры и иные государственные органы, минуя вышестоящие судебные инстанции.

Новым ГПК, вступившим в действие 1 января 2016 года, прямо предусмотрено, что прокурор может возвратить ходатайство о принесении кассационного протеста, если лицо не реализовало свое право на подачу кассационной жалобы непосредственно в Верховный суд (часть 4 статьи 442 ГПК).

Закон «О прокуратуре»

О прокуратуре Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI. Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1.

Назначение прокуратуры Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией и законом.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры 1.

Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору.

2. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов, должностных лиц и подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан. 3.

Судебный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) прокуратуры и её должностных лиц

Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом или муниципальным образованием. Законодатель установил основания наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за вред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Такая ответственность наступает и подлежит возмещению в случаях: — причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления; — причинения вреда гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, относительно юридических лиц — незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности; — причинения вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также касательно юридических лиц — незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Граждане и организации, которые полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обжаловать решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в порядке административного судопроизводства. В соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Вместе с тем, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Административный иск об обжаловании действий (бездействия) органов прокуратуры может быть подан в течение трех месяцев со следующего дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Административные дела данной категории рассматриваются судом в течение одного месяца, а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Копии решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, их представителям или направляются им в течение трех дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.