Инвентаризация основных средств в 2023 году с целью определения критериев
Оглавление:
- Новое в инвентаризации в 2023 (последние новости)
- Изменения в первичных учетных документах по инвентаризации
- Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива
- Инвентаризация-2018 – цели и задачи
- Акт инвентаризации основных средств — образец 2023
- Основные средства в бухгалтерском учете в 2023 году
- Инвентаризация 2023 года в бюджетном учреждении изменения
- Вход для клиентов
- Инвентаризация
- Вход для клиентов
Новое в инвентаризации в 2023 (последние новости)
Автор статьиВиктория Ананьина 7 минут на чтение1 550 просмотровСодержание Инвентаризацией называется проверка наличия и состояния имущества организации. К имуществу относятся:
- товарные запасы;
- финансовые вложения;
- основные средства;
- прочее имущество
- нематериальные активы;
- денежные средства;
К финансовым обязательствам относятся:
- резервы
- кредиты, займы;
- кредиторская, дебиторская задолженность;
Основными нормативными документами, регулирующим порядок и правила проведения инвентаризаций, являются:
- Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
- Приказ Минфина России № 34н от 29.07.1998 (в редакции от 11.04.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
Изменения в первичных учетных документах по инвентаризации
И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультант В связи со вступлением в силу с 1 января 2023 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора изменились некоторые важнейшие понятия в учете, в том числе понятие актива.
Для отнесения основных средств и материальных запасов на соответствующие счета следует произвести их инвентаризацию. Для инвентаризации применяются новые формы.
С 1 января 2023 года вступил в силу федеральный стандарт «Основные средства», положения которого применяются одновременно с применением СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
На стр. 17-24, в статье про изменения в учетную политику, мы уже рассказали о некоторых нововведениях. Рекомендации по учету согласно принятым федеральным стандартам и по переходу на них доведены системными письмами Минфина России:- (далее – Письмо № 02-07-07/79257) – переход на СГС «Основные средства»; — (далее – Письмо № 02-07-07/84237) – применение СГС «Основные средства».
Как указано в , к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев):1.Материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании)) учреждениям на праве оперативного управления. 2.Материальные ценности находятся в пользовании учреждения в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т. п.). 3.Учреждение осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод)).
4.Материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод. Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках отношений по операционной аренде.
В отличие от действовавших до 2023 года правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России (далее – Инструкция № 157н), в составе объектов основных средств подлежат отражению новые объекты имущества, находящиеся:-у учреждения-лизингополучателя в соответствии с договорами лизинга вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга; -на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде. При переходе на применение в 2023 году учреждениям необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие постановке на баланс, которые ранее не признавались в составе основных средств или отражались на забалансовом учете.
Кроме того, в 2023 году нужно учесть, что, согласно СГС «Концептуальные основы», для целей бухгалтерского учета активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета или находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
Как списать основные средства, не соответствующие критериям актива
Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия
09.07.2018 подписывайтесь на наш канал
Списание объектов основных средств (ОС), которые не соответствуют критериям актива, на забалансовый счет 02 возможно как при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), так и в течение года — по мере необходимости. Эксперты 1С рассказывают о регламентированном порядке такого списания и о том, каким образом отразить операции списания объектов ОС, не соответствующих критериям для признания актива, в программах «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакций 1 и 2. С 01.01.2018 при ведении бюджетного
Инвентаризация-2018 – цели и задачи
Е.П.
Кравченко, эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектораВ целях составления годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности субъектом учета проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном в рамках формирования его учетной политики, – эта норма Инструкций о порядке составления отчетности и давно известна и успешно применяется бухгалтерами организаций государственного сектора.
Однако инвентаризация 2023 года должна включать и абсолютно новые цели и задачи, которые ранее субъекты учета не выполняли.О том, что необходимо выполнить в годовую инвентаризацию и какие изменения должны отразиться в Порядке проведения инвентаризации как раздела учетной политики, расскажем в статье. Порядок проведения инвентаризации активов, имущества, в том числе учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета должен быть установлен учетной политикой организации госсектора (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв.
приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н). Появление новых задач, которые должна решать инвентаризация, вызвано в первую очередь началом применения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, при этом следует понимать, что инвентаризация 2023 года будет решать задачи стандартов 2023 и 2023 годов, но список этих задач может пополняться со вступлением в силу новых стандартов.
На сегодняшний день инвентаризация проводится с целью:1)проверки соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств; 2)проверки нефинансовых активов, учитываемых на балансовых счетах на соответствие критериям активов; 3)проведения теста на обесценение; 4)проверки финансовых активов, в частности дебиторских задолженностей по доходам на соответствие критериям активов. Особенности каждой заявленной цели должны быть описаны в Порядке проведения инвентаризации, который, как мы уже отмечали, является обязательным разделом учетной политики (см.
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н)<*>. Каждый субъект учета разрабатывает положения данного Порядка в соответствии со своими правилами, требованиями и сложившейся учетной практикой, но вместе с тем есть и общие описательные части.
<*> См. статью в журнале «Госсектор: учет, планирование и контроль» № 11 за 2023 год.
Несмотря на то что формально данный документ не является нормативным актом, он обладает характерными нормативными признаками: действует в отношении неограниченного круга лиц, на территории всего государства, не имеет срока действия во времени. Следовательно, по своему содержанию может быть приравнен к нормативному акту и применен в части, не противоречащей действующему законодательству в области регулирования бухгалтерского учета организаций государственного сектора.
Во-вторых, Порядок должен содержать описания применяемых документов инвентаризации в том случае, если субъект учета использует неунифицированные формы или дополняет (изменяет) унифицированные. Поскольку годовая инвентаризация вполне может считаться одним из элементов внутреннего финансового контроля, то, по нашему мнению, к ее оформлению должны предъявляться те же требования, что и к оформлению результатов финансового контроля.
Например:Книга учета контрольных проверок устранения нарушений, выявленных при инвентаризации№ п/п Фамилия и должность работника, производившего контрольную проверку Проверяемое подразделение, ответственные лица Дата проведения контрольной проверки Выявлено нарушений (замечаний) Проверено выявленных нарушений Результаты контрольной проверки Обратите внимание.
Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно и в систему.Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно .
— — — — — — — — — — © 2023119361, Россия, Москва, ул. Большая Очаковская, д.47а, стр.1+7 (495) 780-71-81 Ведется подготовка документа.
Ожидайте *>*>
Акт инвентаризации основных средств — образец 2023
Документы бухгалтерского учета Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > > Налог-налог 11 октября 2023 Акт инвентаризации основных средств (или инвентаризационная опись) составляется каждой организацией не реже, чем один раз в три года.
Для чего предназначен этот документ, как он оформляется и где найти заполненный образец, расскажем далее в статье. Вам помогут документы и бланки: Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности у всех организаций есть обязанность сверить наличие активов и обязательств с данными учета, то есть провести инвентаризацию (ст. 11 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Эти действия совершаются с целью отражения в годовом балансе реальных фактов. Подробнее об отражении имущества в отчетности см. статью Инвентаризации подлежат активы фирмы, ее обязательства, источники финансирования, кредиторская и дебиторская задолженность, прочие операции, связанные с доходами и расходами.
Сверка наличия имущества и обязательств может носить либо добровольный, либо обязательный характер. Основаниями для обязательной ревизии могут служить следующие факты:
- смена материально-ответственных лиц;
- передача имущества по договорам аренды, купли-продажи;
- выявление фактов порчи и хищения;
- при форс-мажорных обстоятельствах;
- предстоящая ликвидация или реорганизация;
- предстоящее составление бухотчетности;
- прочие обстоятельства в соответствии с законодательством.
Сверку фактического наличия имущества необходимо проводить по всем объектам фирмы, в том числе по основным средствам.
Допустимо заполнение описей вручную или с использованием технических средств. Если в ходе составления документа были допущены ошибки, их исправление заверяется подписями членов комиссий.
В тех случаях, когда были обнаружены несоответствия между данными учета и фактическим наличием основных средств, оформляются сличительные ведомости по форме ИНВ-18.
Суммы излишков или недостач указываются на основании оценки организации. Инвентаризационная комиссия запрашивает объяснения по полученным расхождениям у материально-ответственных лиц, принимает решение о дальнейших действиях.
О форме ИНВ-18 см. в материале .
Результаты расхождения данных отражаются в бухучете следующим образом:
- излишки оприходуются по рыночной стоимости;
- суммы недостач в пределах норм списываются на издержки организации, при наличии сверхнормативных показателей ― за счет виновных лиц.
Юридические лица, которые не проводят инвентаризацию перед составлением бухотчетности, рискуют отразить недостоверные данные учета, тем самым нарушив требования законодательства. Привлечение к ответственности за отсутствие сверки фактического состояния имущества и обязательств невозможно.
Однако за нарушения правил составления бухотчетности предусмотрена административная ответственность.
Подробнее о проведении сверки на предприятии см.
статью . По итогам инвентаризации ОС всегда оформляют акт инвентаризации.
Чтобы зафиксировать излишки и недостачи, составляют сличительную ведомость.
Оба документа можно оформить по унифицированным формам.
Образцы их заполнения вы можете найти по ссылкам, которые мы привели в статье. Советуем прочитать Последнее с форума
Основные средства в бухгалтерском учете в 2023 году
В январе 2023 года организация приобрела основное средство стоимостью 150 000 руб. Объект был принят на учет в феврале, а оплачен в мае этого же года.
Значит, сумму в 150 000 руб. нужно разделить на 3: ведь до конца года осталось три квартала с учетом квартала ввода ОС в эксплуацию.
В 2023 году организация полностью списала на расходы стоимость основного средства. При расчете налоговой базы эту сумму организация учла равными долями по 50 000 руб. (150 000 руб. : 3) на 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.
Срок полезного использования основных средств Период, в течение которого остаточная стоимость объектов будет включаться в расходы при УСН (подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ) Порядок отнесения стоимости объектов на расходы в течение налогового периода (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ) До трех лет (включительно) В течение первого календарного года применения УСН В последний день каждого отчетного периода равными долями в размере уплаченных сумм (оплаченной стоимости)
Инвентаризация 2023 года в бюджетном учреждении изменения
Бесплатная консультация по телефону: 8(800)201-99-74 Советник бухгалтера Дата документа 01.08.2003 Метки Статья Котовская Л.Г.Консультант-эксперт по бухгалтерскому учету Законом Российской Федерации от 21 ноября 1996 г.
№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены основные задачи бухгалтерского учета, обеспечивающие упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах учреждений и организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одним из звеньев основных задач бухгалтерского учета является инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетных учреждений.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с: Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г.
Вход для клиентов
Основными документами, регламентирующими порядок учета основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях в 2023 году, являются:
- Письмо Минфина РФ от 30.11.2017 № 02‑07‑07/79257;
- СГС «Основные средства»;
- СГС «Концептуальные основы»;
- инструкции № 157н, 162н, 174н, 183н и иные нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности в учреждениях госсектора. При этом до внесения в указанные документы поправок (в части приведения их в соответствие нормам федеральных стандартов) применяются только положения, не противоречащие действующим нормативным правовым актам.
- Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 (далее – Письмо № 02‑07‑07/84237);
Таким образом, до внесения изменений в названные инструкции и иные нормативные правовые акты в целях перехода на новые правила ведения учета основных
Инвентаризация
в организации — обязательная процедура, позволяющая оценить объем имущества и его фактическое состояние на определенную дату, а следовательно, проанализировать эффективность работы и выявить проблемы в учете.
О том, что такое инвентаризация, для чего она нужна и как ее проводить, читайте далее. — трудоемкий по времени и трудозатратам процесс. Однако, если не подходить к вопросу формально, данные ревизии могут дать бесценную информацию для:
- контроля полноты и корректности учетных операций.
- планирования закупок;
- проверки соблюдения стандартов хранения имущества;
- повышения эффективности использования имущества и управления запасами;
Согласно указаниям Минфина (утв.
приказом от 13.06.95 № 49) и Закону о бухучете (от 06.12.11 № 402-ФЗ), инвентаризация — это проверка полноты отражения в учете обязательств и сопоставление
Учетная политика небольшого бюджетного учреждения: инвентаризация (продолжение)
Е.П. Кравченко, эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектораВ прошлом номере журнала мы начали рассматривать типовую учетную политику с пояснениями и комментариями.В этом номере мы рассмотрим раздел учетной политики, посвященный описанию порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах.
В раздел учетной политики, посвященный описанию порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств, учитываемых на балансовых и забалансовых счетах (далее – Порядок), как правило, включен регламент проведения инвентаризации в учреждении, проводимой с целью сверки данных бухгалтерского учета и фактического наличия. Начиная с 2023 года к целям проведения инвентаризации добавились:1)проверка имущества, учитываемого на балансовых счетах на соответствие критериям активов; 2)выявление сомнительных и безнадежных
Вход для клиентов
Еще вам будет интересно:
- Деятельность бюджетных учреждений: вопросы и ответы.
- Федеральный стандарт: учетная политика.
- Учетная политика учреждения в целях налогового учета.
Как правило, поправки в учетную политику автономного учреждения вносятся с начала финансового года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Основаниями для корректировки данного документа являются изменения законодательства РФ о бухгалтерском учете, разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, а также существенные изменения условий деятельности учреждения.